Общество Практикующих Психологов "гештальт-подход"
(Московский Гештальт Институт)

Система теоретической и практической подготовки психотерапевтов


Программа МГИ «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ»

Подготовка в области гештальт-терапии не имеет аналогов в системе государственного высшего образования, является последипломной и проводится в дополнение к основному высшему образованию.

"Программа МГИ"  - система подготовки гештальт-терапевтов, полностью соответствующая требованиям ассоциаций АРГИ и ЕAGT и федерации FORGE.

Программа состоит из трёхдневных сессий (16 тематических и 4 супервизорских) с интервалом между ними 1.5- 2 месяца, рассчитана на 4 года (1 ступень – 1,5 года и 2 ступень – 2,5 года).
Размер учебной группы 15-20 человек, состав на каждой ступени постоянный.
Программу ведут руководитель, линейный тренер и приглашенные тренеры, что обеспечивает возможность увидеть разнообразие индивидуальных стилей и выработать свой собственный психотерапевтический почерк.

Базовый курс – программа подготовки психотерапевтов (гештальт-терапия), разделена на две «ступени», содержит четыре больших теоретических блока:
    1) знакомство с теоретическими и философскими вопросами гештальт-терапии;
    2) методология практики;
    3) частные вопросы гештальт-терапии - клинические и другие;
    4) супервизия.

В процессе обучения рассматриваются следующие основные темы:

Основы гештальт-терапии. Источники и история возникновения, основоположники, школы гештальт-терапии, современное состояние.
Основные понятия и принципы гештальт-терапии (поле организм-среда, фигура и фон, контакт, граница контакта, цикл опыта, диалог, осознавание, творческое приспособление, феноменологический подход).
Теория поля в гештальт-терапии. Теория и функции self. Динамика self. Сопротивление. Утрата ego-функции, основные типы прерывания контакта. Динамическая концепция личности. Процесс-анализ терапевтической сессии.
Творческие методы в гештальт-терапии. Арт-терапия, работа с рисунком, метафорами, сновидениями. Терапевтические метафоры. Теория парадоксальных изменений. Работа с полярностями.
Гештальт и телесно-ориентированный подход. Отчуждение и пробуждение телесности. Динамика телесных переживаний в личной истории.
Философия гештальт-подхода и методология практики. Психотерапевтическое мировоззрение и психотерапевтическое мышление. Терапевтическая позиция и профессиональное самосознание гештальт-терапевта.
Терапевтические отношения, перенос и контрперенос. Основные стратегии работы гештальт-терапевта. Модальности контакта. Работа на границе контакта. Работа с феноменологией.
Теории развития. Развитие ребенка. Гештальт-терапия с детьми и родителями. Семейная гештальт-терапия.
Кризис и травма.
Гештальт-терапия в клинической практике. Здоровье и болезнь. Принципы клинической диагностики в гештальт-терапии. Анализ ранних нарушений.
Работа с пограничными нарушениями, зависимостями, неврозами и психосоматическими расстройствами.
Гештальт-подход в работе с группами. Феномены поля в групповой динамике. Гештальт и системный подход. Работа с парами, малыми системами. Терапевтическое сообщество. Организационное гештальт-консультирование.
Положения этики.

Освещение отдельных тем в процессе обучения зависит от динамики группы -
бесполезно "загружать" знания из той области, которая не находится в поле актуального интереса большинства участников в конкретном моменте развития динамики учебной группы.
Поэтому невозможно заранее составить план подачи материала в процессе обучения - тренеры ВСЕГДА дают теоретический материал только с учётом актуальных состояния и интереса группы.
Этим обучение отличается от "фейерверков" обычных тренингов с их яркими упражнениями. Но главное отличие от тренингов в том, что такое обучение даёт долговременный эффект, закреплённый личностными изменениями. Этим же объясняется и продолжительность работы - рекламируемые в программах некоторых тренингов "быстрые" личностные изменения зачастую имеют негативные последствия.

Первая ступень, «Основы гештальт-терапии» (1,5 года) -
знакомство с основами гештальт-терапии, изучение её основных понятий и принципов, личный терапевтический опыт в группе, работа с индивидуальным терапевтом, участие в интенсиве в качестве клиента.
После завершения обучения на первой ступени выдается сертификат участника (с указанием тем и часов).
Продолжение обучения на 2-й ступени не является обязательным требованием к участникам группы 1-й ступени.
Желающие продолжить обучение подают заявление в МГИ или руководителю программы.

Вторая ступень, «Теория и практика гештальт-терапии» (2,5 года) -
профессиональная практическая подготовка гештальт-терапевтов.
Включает теоретическую подготовку, практическую работу в малых группах, супервизию, личную терапию, участие в интенсивах (в клиентской и в терапевтической позициях), в конференциях, прохождение специализации/спецкурса, а также собственной психотерапевтической практики под супервизией

Группа 2 ступени, как правило, является объединением участников различных групп 1 ступени, желающих получить профессиональную подготовку.

Завершается вторая ступень внутренней сертификацией - супервизорской сертификационной сессией в групе с приглашением независимого супервизора – тренера, имеющего выпуски собственных программ и (или) терапевта и в присутствии руководителя (руководителей) программы.

После выполнения сертификационных требований участник программы представляет в учебную часть зачетную книжку и все материалы (описание случаев с рецензией, подтверждение часов личной терапии, супервизии, интенсивов, сопровождаемые рекомендацией руководителя программы) и записывается на открытую сертификацию.


P.S. Несмотря на обучение и аккредитацию в МГИ (а может быть именно благодаря им Tongue out) имею собственное мнение относительно Программы и Института, и считаю весь Гештальт-процесс коллективным участником Института гуманизации личности.
В процессе подготовки у человека раскрываются и развиваются способности, позволяющие ему оказывать профессиональную психотерапевтическую помощь другим. И в этом процессе на мой взгляд ведущую роль играет как раз развитие личности, а не информационное наполнение программы. Сама по себе информация из книг и лекционного материала не способна повлиять на формирование профессиональных способностей и навыков.
А вот успешно "гуманизирующиеся" участники процесса успешно проходят и "решето" сертификации.
А таких, как показывает многолетняя практика Института, бывает около 30% от подавших заявку...
Таким образом, освоение профессии гештальт-терапевта, на мой взгляд, является лишь побочным, а не главным результатом этого процесса.

Мне кажется, превращение из "гуманоида" в человека важнее, чем формирование профессиональных навыков - это нужно всем, а не единицам профессиональных психологов.

Спасибо Институту за то, что его тренеры профессионально сопровождают оба эти процесса.

Олег Кравченко