«Если есть Зачем жить, можно вынести почти любое Как»
Ницше

К тому времени, когда в 1924 году по протекции Зигмунда Фрейда статья 19-летнего Виктора Франкла была опубликована в «Международном журнале психоанализа», существовали 2 школы психотерапии.
Основателем первой был Фрейд. Альфред Адлер, со скандалом покинувший ряды фрейдистов спустя 6 лет сотрудничества основал Вторую венскую школу психотерапии - Общество индивидуальной психологии. К ним-то и примкнул юноша, еще не имевший законченного образования. Сотрудничество продолжалось недолго - ввиду непримиримых разногласий с коллегами Виктор Франкл в 1927-м году покидает Общество индивидуальной психологии. К концу тридцатых в его статьях, опубликованных в медицинских журналах, были сформулированы все основные идеи логотерапии и экзистенциального анализа - новой, Третьей школы психотерапии, диаметрально противостоящей фрейдистской.

Вот два наиболее известных высказывания Зигмунда Фрейда:

«Если человек задумался о смысле жизни, значит, он серьезно болен».
«В своих исследованиях огромного здания человеческой психики я остановился в подвале».

Бродить по фрейдовскому "подвалу" Франкл не захотел... Путем к душевному здоровью он считал именно поиск смысла жизни, а утрату смысла - главной причиной множества человеческих бед. Самая известная книга Франкла так и называется «Человек в поисках смысла». Ещё одна удивительная книга "Психолог в концлагере", общий тираж которой превысил 2,5 миллиона экземпляров, писалась практически в уме с 1942-го по 1945-й год. Стремление сохранить и опубликовать её было для него в этом концлагере одним из стимулов к жизни.

А под конец - высказывание Виктора Франкла:

«Фрейд и Адлер уже принадлежат истории, последующее развитие оставило их далеко позади...
Психоанализ говорит о принципе удовольствия, индивидуальная психология - о стремлении к статусу. Принцип удовольствия может быть обозначен как воля к удовольствию; стремление к статусу эквивалентно воле к власти. Но где же то, что является наиболее глубоко духовным в человеке, где врожденное желание человека придать своей жизни так много смысла, как только возможно, актуализировать так много ценностей, сколь это возможно, - где то, что я назвал бы волей к смыслу?
Эта воля к смыслу - наиболее человеческий феномен, так как животное не бывает озабочено смыслом своего существования. Однако психотерапия (в те времена не было психотерапии, кроме психоанализа... О.К.) превращает эту волю к смыслу в человеческую слабость, в невротический комплекс. Терапевт, который игнорирует духовную сторону человека и, следовательно, вынужден игнорировать волю к смыслу, отрицает одно из самых ценных его достоинств».

Фрейд и Франкл... Какие разные школы, какие разные философии, какие разные личности!
Незадолго до присоединения Австрии к нацистскому рейху и у Фрейда, и у Франкла были возможности эмигрировать в США. Фрейд уехал. Франкл отказался - полученное им приглашение не распространялось на его родных. Он остался, прошёл через нацистский концлагерь и чудом выжил.

Видимо, было зачем...