Серж Гингер

Сегодня вам повезло - у вас будет две лекции, и - так как у меня мало времени, я прочту эти две лекции... одновременно!

Одна для женщин; другая - для мужчин!

Фактически, я уже начал: прямо сейчас, женщины и мужчины слышат разные сообщения!

Слушание обоими полушариями

Например - в общем, конечно (со многими индивидуальными вариациями) – женщины воспринимают мой голос в два раза громче (точнее, в 2,3 раза громче), чем мужчины. Так, они воспринимают мой голос как "крик" (и они думают, что я сержусь), тогда, как у мужчин есть чувство, что я говорю конфиденциально, с некоторым сочувствием...

Женщины слушают меня обоими своим полушариями (левым мозгом и правым мозгом), тогда как мужчины слушают меня большей частью своим левым мозгом - вербальным, логическим и, следовательно, с критикой! Женщины имеют больше связей между двумя полушариями через мозолистое тело (corpus callosum), и моя речь у них окрашивается эмоциями, субъективно воспринимается через их желания и страхи, через их этические или общественные ценности (такие как феминизм!). Они слушают, что я говорю, но большей частью - внимательные к тому, как я это делаю, чувствительные к тону моего голоса, к ритму моего дыхания, моим предполагаемым чувствам.

Конечно, это преобладание аудиции и субъективного слушания – только детали, но основной интерес в том, что мы можем наблюдать это здесь и сейчас.

Два разных вида

Если говорить откровенно, мы принадлежим к двум разным "видам". В наше время, мы как раз завершаем расшифровку человеческого генома и, как Вы, возможно, знаете, доказано, что люди и обезьяны имеют примерно одинаковый (на 98,4 %) состав генов: и при этом различие между мужчинами и самцами обезьян составляет 1,6 %... В то время как различие между мужчинами и женщинами - 5%!

Итак, человеческий самец физиологически ближе к самцу обезьяны, чем к женщине!

И, как Вы уже догадались, женщина ближе к самке обезьяны!

Конечно, это некоторая провокация и количественная небрежность вычислений имеет качественный аспект: например, гены которые содействуют развитию языка, искусства, философии, и т.п.; но они подчеркивают большой разрыв между полами - в пределах всех видов животных, включая человеческий вид.

(Обычно я преподаю своим студентам влияние функциональных особенностей мозга на психотерапию в ходе четырехдневного семинара (с некоторыми демонстрациями), но сегодня у меня только несколько минут, чтобы быстро ее упомянуть, и я дам только краткий перечень, около двадцати основных различий между мужчинами и женщинами).

Правый мозг - мужской

Исследователи всех стран теперь с этим согласны:

  • левый мозг - более развит у женщин
  • правый мозг (так называемый "эмоциональный мозг") - более развит у мужчин - вопреки распространенному мнению широкой публики (и иногда даже психотерапевтов!). Это происходит под влиянием половых гормонов и нейротрансмиттеров (тестостерон, и т.п.).

Так, женщина более вовлечена в вербальное взаимодействие и коммуникацию, тогда как мужчина - более подготовлен для действия и конкуренции.

Уже в детском саду, в течение 50 минут урока, маленькие девочки говорят в течение 15 минут и мальчики только 4 минуты (в четыре раза меньше). Мальчики шумят и дерутся в 10 раз чаще, чем девочки: в среднем, 5 минут против 30 секунд. Когда им по 9 лет, девочки на 18 месяцев впереди во всем что касается вербального развития. Когда они взрослые, женщины отвечают в среднем 20 минут на каждый телефонный звонок, тогда как мужчины говорят только 6 минут, и исключительно чтобы дать неотложную информацию! Женщине нужно делиться своими идеями, чувствами, мыслями, тогда как мужчина стремится контролировать свои эмоции и пытается найти решение. Он прерывает свою жену, чтобы предложить решение... и жена не чувствует себя услышанной! Фактически, мужчины - более эмоциональны, чем женщины, но они не выражают свои чувства, и этим нельзя пренебрегать в супружеской жизни и во время психотерапии.

Ориентация

  • Женщина взаимодействует со Временем (левый мозг);
  • Мужчина взаимодействует с Пространством (правый мозг): преимущество мужчин в тестах трехмерного пространственного вращения - огромно с детства (Kimura, 2000).
  • Женщина оперирует конкретными маркерами: преимущество женщин в запоминании или назывании конкретных объектов огромно.
  • Мужчина оперирует абстрактными понятиями: он может импровизированно "срезать" путь, чтобы добраться до своего автомобиля или отеля.

Органы чувств

Говоря глобально, женщины более чутки, т.е. у них сильнее развиты органы чувств:

  • ее слух более развит: отсюда понятна важность приятных слов, тона речи, музыки;
  • ее тактильное чувство более развито: у нее в 10 раз больше рецепторов кожи, чувствительных к контакту; окситоцин и пролактин (гормоны «привязанности и объятий») увеличивают ее потребность в прикосновениях;
  • ее обоняние более точно: в 100 раз чувствительнее в определенные периоды ее менструального цикла!
  • ее вомероназальный орган (Vomero Nasal Organ (VNO)), реальное "6-е чувство" (химический и орган отношений между людьми) кажется более развитым и ярче воспринимает феромоны, которые отражают различные эмоции: сексуальное желание, гнев, страх, печаль... Возможно, это и называется "интуиция"?
  • насчет зрения - оно более развито у мужчин и эротизировано: отсюда их живой интерес и внимание к одежде, косметике, драгоценностям, наготе, порнографическим журналам... Хотя, женщины имеют лучшую визуальную память (на узнавание лиц, форму объектов...).

Откуда такие различия? Теория Эволюции

Исследователи объясняют фундаментальные биологические и социальные различия между мужчинами и женщинами естественным отбором в течение более одного миллиона лет эволюции человеческого вида. Такая адаптивная эволюция, по их предположениям, сформировала наш мозг и органы чувств через комбинированное действие гормонов и нейротрансмиттеров:

  • мужчины приспособились к охоте на больших пространствах и расстояниях (а также к борьбе и войне между племенами). Обычно они должны были молча преследовать добычу (животное), иногда в течение нескольких дней, и затем снова найти свою пещеру (значение ориентации). Им приходилось очень мало вербально взаимодействовать (подсчитано, что доисторический человек встречал не более 150 людей в течение всей своей жизни).
  • тогда же мозг женщины приспособился к выращиванию и обучению детей, что подразумевает вербальное взаимодействие в ограниченном пространстве пещеры.

Так на биологическом уровне мужчины были запрограммированы на конкуренцию, а женщины - на сотрудничество.

Таким образом, каждый может увидеть, что биологически, психотерапия является... женским делом!

Эти предрасположенности кажутся связанными с биологией (гормоны и нейротрансмиттеры). Они создаются в течение самых первых недель внутриутробной жизни, и, кажется, мало изменяются под влиянием образования и культуры.

Природа и обучение

Сегодня неврологи и генетики считают, что наша личность детерминирована:

  • приблизительно на 1/3 - наследственностью: хромосомы из ядер наших клеток
    (и митохондриальная ДНК наследственность, на 100% передаваемая матерью).
  • приблизительно на 1/3 - внутриутробной жизнью: в течение первых недель после зачатия каждый эмбрион (плод) - женского пола (Durdeen-Smith & Desimone, 1983; Badinter, 1992; Magre & Ал.; 2001), а маскулинизация происходит позднее: это медленное и тяжелое гормонально и общественно-детерминированное завоевание. Итак, девочка не является мальчиком, потерявшим свой пенис (гипотеза Фрейда), но мальчик является девочкой, которая завоевывала пенис! Так называемая зависть к пенису или потребность в нем - гипотеза, которая никогда не подтверждалась. Среди транс-сексуальных людей можно найти в пять раз больше мужчин, желающих стать женщиной, чем женщин, желающих стать мужчиной. Во время войны родилось в два раза больше мужчин-гомосексуалистов, вероятно, из за стресса у матерей, нарушающего гормональный баланс (Durdeen-Smith & Desimone, 1983; Le Vay, 1993).

Эти две части - наследственная и врожденная, кажутся важными: например, если мужчина из двойни гомосексуален, его однояйцевый близнец также гомосексуален в 50 - 65 % случаев; в случае разнояйцевой двойни - в 25 - 30 %, что в два раза меньше, но все равно в 5 раз больше, чем в общей популяции! Гомосексуальность во многих случаях может быть определена в возрасте 1 - 2 года. (Le Vay, 1993)...

  • приблизительно на 1/3 - качествами, приобретенными после рождения: влияние культуральной среды, образования, обучения и тренировки, случайных обстоятельств или психотерапии!

В целом, корреляция между индивидами оценивается в:

  • 50 % - между однояйцовыми близнецами (наследственность )
  • 25 % - между разнояйцовыми близнецами (гормональное "пропитывание" в течение внутриматочной жизни).
  • 10 % - между братьями и сестрами (образование)
  • 0% - между незнакомыми людьми.

Эти три фактора (наследственность, приобретения в матке, приобретения в течение жизни) прослеживаются - в разных пропорциях - во многих областях способностей: интеллект, музыка, виды спорта, и даже оптимизм.

В зависимости от суммы пессимистичных или оптимистических генов, которые Вы унаследовали, Вы можете сформулировать эти исследования различным образом:

  • "наша личность предопределена - с нашего рождения - приблизительно на 2/3".
  • "наша личность создана - с нашего зачатия - приблизительно на 2/3".

Гормоны

Когда мы кладем на землю мяч, мальчики ударяют его; а девочки берут мяч и прижимают его к сердцу. Это не зависит от их образования и культуры, и имеет непосредственное отношение к их гормонам.

Тестостерон - гормон желания, сексуальности и агрессии. Он мог бы быть назван "гормон завоевания" (военного или сексуального!). Он развивает:

  • силу мышц (40% мышц у мужчин; 23 % у женщин);
  • скорость (реакции) и нетерпение (92 % водителей, которые сигналят на светофорах – мужчины!);
  • агрессия, конкуренция, доминирование (доминирующий самец поддерживает качество вида);
  • выносливость, упорство;
  • заживление ран;
  • борода и облысение;
  • зрение (далеко, как "телеобъектив");
  • правая сторона тела и отпечатки пальца (Kimura, 1999);
  • точность метания;
  • ориентация;
  • привлекательность для молодой самки (способен дать потомство).

Влияние эстрогенов:

  • ловкость, отдельные движения пальцев (Kimura, 1999);
  • левая сторона тела (и отпечатки пальцев);
  • в среднем, 15% жира у мужчины и 25% у женщин (чтобы защитить и питать младенца);
  • слух: женщины воспринимают больший диапазон звуков, они поют мелодии в 6 раз более часто, у них острое узнавание звуков и музыки (чтобы узнать своего ребенка);

Чтобы обобщить: некоторые приложения Психотерапии

Исследования в неврологии подтверждают много традиционных знаний. Это помогает в повседневной работе в психотерапии и консультировании (с индивидуумами или парами).

И теперь, чтобы завершить эту краткую лекцию, некоторые конкретные примеры ежедневного влияния неврологии на психотерапевтическою практику.

Они помогают психотерапевту:

  • слушать женщину терпеливо, пока она не закончит, не пытаясь "решить" ее проблему (что было бы мужской реакцией, ориентированной на действие: вместо ее "матери", психотерапефт становится ее "отцом");
  • побуждать мужчин говорить больше, выражать и делиться своими чувствами;
  • подчеркивать значение зрения для мужчин и слушания для женщин, особенно в эротической прелюдии (музыка, приятный голос);
  • стимулировать больных людей: нахождение пациентов возле окна (открытого во внешний мир) помогает заживлению; стимулируйте пожилых: пассивное бездействие ускоряет старение;
  • во время психотерапии находить внутренние связи между сексуальностью и агрессией (обе регулируются гипоталамусом и тестостероном);
  • быть очень осмотрительными с "воспоминаниями" ранних сексуальных нарушений: воспоминание о сцене, реальной или только виденной в воображении, находятся в одних и тех же областях мозга и создают те же нейрохимические реакции (40 % "воспоминаний" - ложные воспоминания, восстановленные из сознательных или бессознательных страхов или желаний);
  • мобилизовать фронтальные доли, центр ответственности и автономности (быть в состоянии сказать "нет"); следовательно, богатство парадоксальной и провокативной терапии.

Некоторые общие замечания:

  • сексуальная активность ускоряет заживление ран (тестостерон);
  • телесно-ориентированная терапия помогает мобилизовать нервные тракты: движение → правый мозг → лимбический мозг → эмоции → глубокая энграммация (кодирование) опыта.
  • определенное количество эмоций помогает запоминанию; вербализация после помогает восстановлению в будущем;
  • долгосрочное запоминание происходит в основном во время сна (парадоксальная фаза сна); следовательно, в случае психической травмы (авария, смерть близкого человека, изнасилование, террористический акт, землетрясение), перед первым эпизодом сновидений полезна психотерапевтическая сессия ("Неотложная Гештальт-терапия", Ginger, 1987).
  • женщины совершают попытки самоубийства в десять раз чаще (они выражают свои чувства); мужчины успешнее в самоубийстве.
  • женщины говорят не задумываясь, мужчины действуют не задумываясь!
  • женщины, которые несчастливы в личных отношениях, имеют проблемы на работе,
  • мужчины, которые несчастливы в работе, имеют проблемы в личных отношениях,
  • женщинам нужна интимность, чтобы ценить сексуальность; мужчинам нужна сексуальность, чтобы ценить интимность.

Наконец, и это фундаментально – следить за результатами исследований в генетике и неврологии и постоянно (еженедельно) обновлять свои знания.

Вероятно, существует большая разница – работать с терапевтом-мужчиной или женщиной! (Krause-Girth, 2001).

Наше восприятие мира очень разное... но приятно комплементарное!

Серж Гингер (Serge Ginger)