Клиентка – 35 лет, замужем, 2 дочки, образование высшее, не работает.
Для описания выбран короткий фрагмент примерно через год работы.

Сессия 1.
К
сообщает об обнаружении 2-х частей себя, которые борются постоянно между собой – одна хочет начать работать, а другая тормозит, находит другие занятия. Анализирую вместе с ней ее отношение к полярностям, связанные с ними интроекты, их актуальность и скрытые мотивы выбора.

Сессия 2.
Продолжение работы с полярностями. При анализе интроектов К обнаруживает у себя сильный страх что-то сделать неправильно (из родительских посланий в детстве), и неожиданно для себя – дискомфорт от необходимости оправдываться перед близкими за свои желания и сдерживаемую злость на близких из-за этого. Запрос – разобраться в отношениях. Поддерживаю К в ее праве иметь собственные желания, делюсь своими чувствами по этому поводу.
Предлагаю эксперимент по наблюдению за своими телесными реакциями и чувствами в процессе подобных конфликтных взаимодействий.

Сессия 3.
В результате наблюдения за собой К обнаружила, что при «неприятных» разговорах сначала появляется напряжение в теле, потом тревога, переходящая в оцепенение. В процессе совместного анализа эксперимента удалось отследить развитие ощущений, мысленно вернуться к началу разговора и обнаружить причину такого развития событий – воспоминания об отношениях с несостоявшейся свекровью К (проективный механизм). Даю К поддержку – у нее другая свекровь, любимый муж и двое дочерей. Далее при анализе обнаруживаем 2 паттерна поведения (в поведении К и ее близких) – переход К в оцепенение, и реакция ее близких на это в виде эскалации «давления».
Предлагаю слегка модифицировать эксперимент – при обнаружении неприятных ощущений в разговоре сообщить оппоненту, что К чувствует в связи с тем, что он говорит, и прояснить, как он к этому относится.

Сессия 4.
К увлеченно рассказывает о продолжении эксперимента. Сообщать о своих чувствах не получилось, так как К замечает их уже тогда, когда говорить о них, как ей кажется, неуместно (с запаздыванием). Тем не менее, в процессе наблюдения за собой К удалось отследить динамику чувств – в ответ на критику в свой адрес сначала появляется агрессия, переходящая в ненависть, потом появляются мысли, что ее не любят, ненавидят, появляется обида, она начинает винить себя, и принимает критику. «Когда злюсь, умные мысли приходят с опозданием». Всплывает воспоминание детства – когда хорошо делала, мама гладила, а когда плохо, то «пошла вон».
«Пусть критикуют работу, а меня гладят, потому что все равно я умница».
Осознание: результаты моих действий и я – не одно и то же.

Сессия 5.
К удалось отследить появление злости и сообщить об этом детям, которые спокойно восприняли это. Начала отслеживать моменты, когда чувствует детскую обиду в ответ на критические замечания мужа, и сообщать о своих чувствах. Муж воспринял это сразу и конструктивно, и это оказалось приятной неожиданностью для обоих. Вспоминает детство – от сдерживаемой обиды было невозможно сообразить, что ответить, и... появлялось заикание.
Возникает гипотеза о критике, как самозащите близких от агрессивности К. Предлагаю К проверить ее в эксперименте.

Сессия 6.
К с удовольствием рассказывает о результатах эксперимента. Если в ответ на критику не помогает переход в «состояние елки» (накапливание и выплеск агрессии), происходит переход в «состояние черепахи» – я такая, могу себе это позволить и ничего не менять (обе метафоры принадлежат К). Научилась «отдавать» агрессию понемногу, так комфортнее – накопленная агрессия не выплескивается с чрезмерной силой. Но и «состояние черепахи» тоже комфортно. Гипотеза о критике как защитной реакции близких подтверждается – К с удивлением обнаруживает, что так они обеспечивают свою безопасность, нейтрализуя ее чрезмерную агрессивность. Если не «зависать», а как-то контролировать свои чувства и поведение, понемногу «стравливая пар», то вполне комфортно, и "по барабану", что там чувствуют окружающие. По инерции пытаюсь прояснить, а что же чувствуют ОНИ. И резко останавливаю себя, сообразив, что это не имеет отношения к К и ее запросу. А результат-то уже есть.

К довольна… Я тоже… Чего же ещё?..